#Немного_о_Японии_MJ
#Хонкаку
Хонкаку (яп. 本格 honkaku, подлинный, традиционный, ортодоксальный) — жанр японской остросюжетной литературы, детектив, построенный согласно классическому канону, сложившемуся на Западе во 2-й половине XIX — 1-й трети XX вв.
Сейчас все большую популярность набирает детективный поджанр, пришедший к нам из Японии. Яркие обложки с надписями «хонкаку-детектив» привлекают читателей в книжных магазинах. Аннотации обещают практически логическую игру, в которой можно разгадать преступление раньше детектива. Хонкаку зародилось благодаря влиянию детективов XX века и постепенно завоевало свое заслуженное место среди других поджанров.
Хонкаку отсылает нас к классическим детективам, в которых именно загадка была на первом плане — в противовес глубоким психологическим портретам персонажей или подробному описанию эпохи. Классический детектив подразумевает интеллектуальную игру, загадку для читателя. В Золотой век детектива, в начале XX века, творили такие мастера, как Агата Кристи, Дороти Сэйерс, Джон Диксон Карр и другие. Тогда были созданы многие романы, которые позже стали считаться эталонными. В 1929 году британский писатель Рональд Нокс составил «10 заповедей детективного романа», а вслед за ним, в том же году, американский писатель Уиллард Райд составил «20 правил для пишущих детективы».
Главная цель и правил, и заповедей заключалась в том, чтобы дать читателю возможность самостоятельно вычислить преступника. Так что писатели не должны были вводить читателей в заблуждение мистикой, неожиданными двойниками, тайными шпионскими организациями и прочим. Преступником не мог оказаться персонаж, который не присутствовал в сюжете достаточно долго и не был на виду. Даже если одна из основных заповедей нарушалась, в основном Золотой век детектива был временем честной игры с читателем. После Второй мировой войны эпоха классического детектива постепенно закончилась. Читателей стали больше привлекать тщательно расписанные характеры, раскрытие тайных обществ, погони за преступниками, в которых не требовалось следовать логике. Влияние классических историй дошло и до Японии. В 20-х годах XX века появился термин «хонкаку», в переводе — традиционный, истинный. Так стали называть детективные истории, созданные по тем же правилам честной игры с читателем. Основателем жанра в Японии считается Эдогава Рампо. Он стал одним из основателей «Клуба японских детективных писателей», а также учредил литературную премию за лучшее произведение в жанре.
Но после Второй мировой войны хонкаку тоже утратил свою популярность, уступив место социальному и политическому детективу. В 1980-х годах произошло возвращение к классическим традициям. В 1981 году вышел роман Содзи Симады «Токийский зодиак». Это стало новым рождением литературного жанра хонкаку. В основу романа положен простой принцип — читателю известно ровно столько же, сколько знает расследующий дело детектив. «Токийский зодиак» открыл серию о сыщике Киёси Митараи. Вторым стал роман «Дом кривых стен», отсылающий нас к «Скрюченному домишке» Агаты Кристи. Последователем Симады стал писатель Юкито Аяцудзи, который написал роман «Убийства в десятиугольном доме», где мастерски обыгрывается классический сюжет преступления на изолированном острове.
В Японии начался настоящий бум хонкаку, который распространился за пределы страны. Японский клуб авторов хонкаку был основан в 2000 году и с тех пор каждый год присуждает жанровую премию и выпускает антологии авторов-лауреатов. Не все переводится, конечно, но тем интереснее познакомиться с произведениями, которые до нас дошли, и узнать, какие загадки таят в себе эти книги.